В последнее время в российской прессе появляется много материалов, освещающих проблемы развития Internet, электронной коммерции и виртуальных магазинов. Авторы многих публикаций считают своим долгом еще раз посетовать на полнейшее отсутствие правового регулирования этой сферы, тиражируя это распространенное заблуждение. Причем многие, даже называющие себя юристами, пытаются давать правовые комментарии, которые весьма далеки от реальности. В России, учитывая традиционно русское отношение к законам и полную правовую безграмотность населения, такая позиция может оказаться слишком опасной. В своей статье я не даю подробного правового анализа, а лишь пытаюсь объяснить, что кажущегося хаоса и беспредела не существует, а надо умело применять имеющиеся средства юридической техники.
Правовое регулирование торговли в Internet далеко от совершенства, с этим я полностью согласен. Однако не стоит драматизировать существующую ситуацию и самое главное не надо смешивать все проблемы и понятия вместе, а следует детально разобраться, особенно если называть это правовым комментарием.
К покупке товаров в виртуальном магазине, если покупателем является российский гражданин (или иностранец, находящийся в России) будут применяться нормы российского закона "О защите прав потребителей", причем независимо от "гражданства" организации продавца. Если продавец российское юридическое лицо, то в этом случае такая сделка будет полностью регламентирована нормами законодательства Российской Федерации, которые будут подробнее рассмотрены далее. Если продавец иностранная компания, то вопрос решается несколько сложнее.
Конечно существует проблема идентификации субъекта в Internet: сервер может физически находится в одной стране, размещать информацию компании, которая находится в другой, контрагент по этой сделке находится в третьей, доставка продукции осуществляется из четвертой, возможны и другие варианты. Однако если торгующая организация является добросовестным участником экономических отношений она естественно разместит о себе максимально полную и правдивую информацию, включая регистрационные данные и место нахождения ее органов, а в некоторых странах такая информация обязательно должна присутствовать даже на простых бланках компании, используемых в деловой переписке. А если информации о продавце недостаточно, то покупатель может сам решить стоит иметь дело с таким продавцом или нет.
Далее, каждая страна имеет свое собственное законодательство, касающееся порядка заключения сделок, и когда участниками сделки выступают представители различных государств всегда возникает масса вопросов о праве, применимом к заключению, исполнению и разрешению возникающих споров. И не с появлением Internet появились эти вопросы, они стали существовать с тех пор, когда началась международная торговля. Действительно, регулирование международных торговых отношений складывалось веками, и нормы международного права, а точнее международного частного права, вполне определенным образом способствуют решению этих вопросов. Уже давно существуют международные договоры регламентирующие торговые отношения. Пока нет документов специально регламентирующих электронную торговлю, но чем она принципиально отличается от некоторых других видов покупок, например заказов по телефону, по каталогу или через "TV Shop на диване".
Если говорить о российском законодательстве о порядке заключения сделок то следует отличать простую письменную форму сделки от ее "бумажного" оформления. Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит требований о существовании письменной сделки непременно на бумажном носителе. Пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса указывает лишь на то, что сделка должна быть совершена путем составления документа, а на бумаге этот документ или нет -закон не упоминает. Кроме того следующий пункт этой же статьи допускает использование "электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон." Может быть сторонники традиционно макулатурной документации объяснят мне каким образом можно поставить электронную подпись на бумаге?
Далее наш Гражданский кодекс утверждает, что ll Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору." (п.2 ст. 434). И самое интересное: письменный договор может быть... вообще не "написан", если лицо, получившее оферту, совершает действия по выполнению, указанных в ней условий (например производит оплату, указывает ассортимент, наименование товара, адрес для доставки).
Кроме письменных сделок существуют еще и устные. Казалось бы каким образом такое возможно в Internet, однако для устной сделки совсем не обязательно говорить, как и для письменной писать на бумаге. Достаточно своим поведением явно выражать волю совершить сделку. "...Могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении..." (п.2 ст. 159 ГК). Подобное можно предположить при получении доступа к каким-либо базам данных или покупке программного обеспечения: покупатель производит необходимый платеж и сразу же получает доступ к интересующей информации или скачивает необходимые файлы. (В данной статье не рассматривается вопрос о регулировании электронных платежей).
Если рассматривать конкретно правовые нормы, регламентирующие виртуальную торговлю, то и здесь нет правового вакуума: помещение на сервере информации о предлагаемых товарах будет рассматриваться как публичная оферта (ст. 494 ГК), а к заключаемым договорам применимы правила продажи товаров по образцам (ст. 494 ГК), которые существовали и до принятия действующего Гражданского кодекса (Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 970 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам" и Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 169 "Об утверждении Правил продажи товаров по заказам и на дому у покупателей").
Итак российское законодательство имеет определенные средства для регулирования коммерческой деятельности, проводимой в Internet, и сам факт заключения подобной сделки не является основанием для признания ее недействительной и не лишает стороны возможности отстаивать в суде свои интересы по "виртуальным" договорам. Лично я не вижу никаких правовых препятствий для применения российскими судебными органами в своей практике электронных документов, используемых в Internet. Другое дело, что работники наших судов еще может быть морально и технически не готовы к этому и им проще решать дела "в соответствии с социалистическим правосознанием" (формулировка статьи 7 действующего Гражданского процессуального кодекса, все еще, РСФСР). Однако следует отметить, что Высший Арбитражный суд уже давно выработал рекомендации о возможности подтверждения обстоятельств дела доказательствами, изготовленными и подписанными с помощью средств электронно-вычислительной техники, в которых использована система цифровой (электронной) подписи.
Советы владельцам виртуальных магазинов
1.Составить свои правила торговли в Вашем магазине. Утвердить их в соответствии с порядком внутреннего делопроизводства на предприятии (Приказом директора, решением общего собрания), разместить на сайте и иметь в "бумажном" виде.
2.Сделать так, чтобы при совершении покупки клиент заполнял не гостевую книгу, а текст договора, где определены все условия покупки, гарантии, способ решения вероятных споров и т.п., причем сделать это можно по аналогии с лицензионными соглашениями при установке программ, если согласен на все условия сделка заключена, причем можно сразу же отправить текст этого договора покупателю электронной почтой (это особенно актуально если доставка приобретаемого товара происходит через несколько дней).
3.Проконсультироваться с грамотным юристом, понимающим правовую проблематику, связанную с работой виртуального магазина.
4.Создать объединение виртуальных компаний для лоббирования, в нормальном значении этого слова, своих интересов в органах государственной власти, выработки определенных стандартов торговли через Internet, разработки проектов нормативных актов по этим вопросам.
5.Организовать Третейский суд для рассмотрения конфликтных ситуаций, возникающих в связи с исполнением сделок, заключенных в Internet.
Последние два пункта может быть немного глобальны для одного виртуального магазина. Но если говорить о будущем развитии электронной коммерции, то на них стоит обратить внимание всем, кто занимается каким либо бизнесом в сети. Разрабатывать нормы и правила работы в Internet, на мой взгляд, должны те, кто в нем работает.