В параграфе рассмотрим виды баннеров, их недостатки, преимущества и цели, а также попытаемся пронаблюдать общие тенденции в баннероупотребительском деле. Вопросы, касающиеся работы баннерных сетей, участия в различных партнерских программах, накручивания баннерных показов мы обойдем стороной.
Словарь компьютерной терминологии определяет баннер как рекламный рисунок . На самом деле, это определение морально устарело лет 7 назад.
Сегодня на баннерах построена целая индустрия: одни создают и закрывают баннерные сети, спекулируют как могут на покупке/продаже баннерных показов, другие - баннеры делают.
Появлением баннеров мы должны быть благодарны американской телефонной компании AT&T, которая в далеком 1994 году разместила свой рекламный блок размером 468 x 60 пикселей на сайте hotwired.wired.com. Новая эпоха в интернете началась с этой картинки:
http://www.att.com
AT&T: The World's Networking Company
Начнем с простого и наиболее явного: баннеры бывают разных размеров. Так как баннеры пришли к нам из США, отдадим дань уважения и перечислим некоторые американские форматы (полужирным выделены виды, получившие широкое распространение в России).
Размер |
Название |
Положение баннера (Г - горизонтальное, В - вертикальное) |
Область применения |
88 x 31 |
Кнопочка |
Г |
Применяется для повышения индекса цитирования сайта и привлечения новых посетителей. Действует по принципу: "Мы размещаем вашу кнопочку, вы размещаете - нашу". Существует также как оптимальный формат счетчика статистики |
75 x 75 |
Кластер (кусочек, частица) |
--- |
В России не применяется, в США тоже редкость. Очень удобен для кластерной графической подачи информации |
100 x 100 |
Баннер-квадрат (от англ. scuare banner ) |
--- |
Получил широкое распространение во второй половине 1999 года, не без участия RB2 Network. В отличие от кнопочки для повышения индекса цитирования не применяется. Рекламный баннер |
120 x 240 |
--- |
В |
Оптимальный вариант для рекламы товаров, работ, услуг. |
120 x 600 |
Небоскреб (от англ. skyscraper ) |
B |
В силу своей формы используется на сайтах с "тянущимся" дизайном. В основном, в новостных лентах. Удобно подходит для рекламы товаров, работ, услуг |
150 x 80 |
Ушко |
Г |
Как правило, этот вид баннера применяется на сайтах околокомпьютерной тематики для анонсирования новостей |
160 x 600 |
Обширный небоскреб (от англ. w ide s kyscraper ) |
B |
В России на использование этого формата еще никто не решился. Если повесить такой баннер на свой сайт, можно быть уверенным, что ты - первый. Естественно, рекламу на таком баннере не заметить нельзя (если дождаться загрузки) |
180 x 150 |
Прямоугольник (от англ. r ectangle ) |
Г |
Очень редкий баннерный формат, практически не применяется. Не дорос до 200 x 300 |
200 x 300 |
--- |
B |
См. 200 x 350 |
200 x 350 |
--- |
B |
Благодаря большому размеру и весу не оставляет другой возможности, как использовать себя только на крупных информационных сайтах. Отлично подходит для рекламы. Используется также на сайтах хостинговых компаний для анонсирования тарифных планов |
234 x 60 |
Полубаннер (от англ. half banner ) |
Г |
С 2001 года отменен баннерной стандартизацией |
240 x 400 |
Вертикальный прямоугольник (от англ. vertical rectangle ) |
B |
--- |
300 x 250 |
--- |
Г |
--- |
336 x 280 |
Большой прямоугольник (от англ. l arge r ectangle ) |
Г |
--- |
468 x 60 |
На английском - full banner , на русском языке названия не имеет |
Г |
"Любимый" формат баннерных сетей. Подходит для рекламы чего-либо или для информирования кого-либо. Оптимальный, по мнению автора, вариант |
600 x 90 |
Небоскреб (от англ. skyscraper ) |
Г |
Применяется в каталогах, поисковых системах, которые стремятся удерживать сайт в "одном экране". Рекламный баннер. Примером использования формата может послужить Яндекс. |
--- |
Rich Media |
--- |
То, что сегодня многие баннером назвать не решаются, но это баннер. Всплывающие поверх страницы буйство красок и куча эмоций. С одной стороны, наиболее эффективный вид баннерной рекламы и выстрел из пушки по престижу сайта - с другой. Работает на основе flash-java-HTML- технологий. Для Rich Media отсутствуют стандарты размеров. |
*Перечень - неполный |
Размышления на тему
Необходимость сети зачать новый формат баннера обусловлена рождением новой концепции в дизайне сайтов. Например раньше, когда хорошим тоном было умещение сайта в "один экран", использование баннера 120 x 600 было неприемлемым, поэтому предпочтение отдавалось баннерам 468 x 60. Сегодня напротив, популяризуется дизайн "тянущийся" и широкое применение получат вытянутые вертикальные баннеры.
Когда-нибудь умрет баннерный формат 88 x 31. Покинет сеть по двум причинам: во-первых, веб-мастера, не стесняясь посетителей, могут позволить себе разместить от 5 до 65 баннеров на одной странице (это желание вызвано малыми габаритами и весом баннера), делая отдельно взятый баннер куском бесполезной графики. Во-вторых, этот баннерный формат сам по себе непродуктивен. Информации в нем не многим больше, чем просто в текстовой гиперссылке. Если результат один, зачем платить больше? Числа 88 и 31 будут принадлежать только счетчику статистики (это уже не баннер).
Баннеры существуют для разных целей (которые преследуют рекламодатели) и в зависимости от этого подразделяются на: целевые, информационные, внутренние, брендовые.
Целевые - нацелены на определенную аудиторию пользователей сети. Идея этого типа заключается в привлечении на сайт посетителей, заинтересованных в товарах, услугах или информации рекламодателя.
Информационные - информируют пользователей о товарах, услугах или грядущих событиях с тем, чтобы вызвать у них интерес узнать о перечисленном больше.
Внутренние - баннеры, ссылающиеся на страницы сайта, на котором они установлены. К примеру, баннеры на сайтах хостинговых компаний часто несут описание тарифных планов и ведут к соответствующим страницам данного сайта.
Брендовые - делают узнаваемой торговую марку рекламодателя, формируют у пользователя ассоциацию между товаром и торговой маркой.
Кроме того, информация в баннере представляется в разных форматах. Существует 4 типа:
баннер, построенный на flash;
баннер на основе растровой графики (GIF, GIF87a, JPG, pJPEG, PNG, JFIF);
HTML-баннер;
java- баннер.
Тенденции и факты
HTML- баннер на сегодняшний день распространен только в формате 468 x 60. С другой стороны, веб-мастера в глубине души понимают, что вместо кнопочки лучше поставить просто текстовую гиперссылку и иногда так и делают. Уменьшается в интернете присутствие баннеров растровых, приоритет отдается flash- баннерам. Это и логично, не может ведь всегда быть вчера.
Что еще нужно знать о баннеропроизводстве?
Кликабельность (CTR) - процентное соотношение показов баннера и кликов на него. Но можно быть не знакомым с термином кликабельность и делать ставку на визуальное запоминание рекламируемого. К примеру, автор никогда не кликал на баннер Яндекс-игр, но теперь уснуть не может и знает, что такое существует, это модно и находится по адресу
games.yandex.ru.
Нет формул, описывающих успешность баннера. Но есть качества, обладая которыми, баннер стремится быть полезным рекламодателю:
Понятность и простота;
Ненавязчивость;
Капля глянца;
Изюминка в сценарии.
Процесс создания баннера - поиск оптимальной совокупности обозначенных качеств.
Аксиома: маловероятно дойти до необходимой страницы в интернете, не скушав по пути несколько баннеров.
С уважением, Илья Бобяков