Пожалуйста, поднимите руку те, кто думает, что пользователи - это тупые и слабоумные существа.
Теперь, пожалуйста, поднимите руку те, кто согласен хотя бы с одним из следующих утверждений:
1. пользователи не используют прокрутку;
2. пользователи не щелкают по ссылкам;
3. пользователи все одинаковы (вы это знаете потому, что говорили со многими из них).
Те из вас. Кто думает. Что пользователи. Читают только. Короткие предложения. В сети. Пожалуйста. Тоже. Поднимите. Руку.
И, наконец, поднимите руку те (я намеренно приберег этот коварный вопрос напоследок), кто думает, что на компьютере читать очень тяжело.
Замечательно. Держите, не опускайте… Ребята, посмотрите на них. Это ваши враги.
Я часто посещаю конференции по вопросам Web-а. Посещаю потому, что я специалист по организации сообществ. И, если вы читали мою книгу или присутствовали на моих лекциях, то вам известно, что в изрядной степени мои речи посвящены контенту. Я рассказываю о том, как использовать контент для развития сообщества. А контент обычно подразумевает слова. Текст. Чтение.
Так вот, на этих конференциях часто обсуждается тема "Как писать для сети". И каждый раз в беседу встревает последователь Якоба Нильсена в строгом костюмчике, который излагает все ошибочные мифы и теории о Web-е, которые когда-либо были созданы.
"Пользователи не читают. Пользователи не используют прокрутку. Пользователям нужны короткие слова, небольшие предложения, маркированные списки, подчеркнутые ссылки, теплые носки и молоко с коржиком перед сном."
Каждое такое заседание прожигает дыру в моем желудке. Прожигает потому, что я один из тех, кто вываливает в Web кучу слов. И я знаю, что мои тексты читают. В качестве доказательства я могу показать свой почтовый ящик. И еще, я знаю, что люди дочитывают до конца тридцатикилобайтный рассказ на сайте fray, потому что они добавляют в конец к нему свой вариант, а для того, чтобы сделать это, нужно прокрутить страницу до конца.
Эти ребята выступают в аудиториях, битком набитых людьми, пишущими и читающими с помощью компьютеров! Причем, ежедневно, весь день напролет.
Разве вы не замечаете иронии? Они говорят всем, кто работает в сети, о том, что люди в сети не читают, не щелкают по ссылкам, не прокручивают текст… извините, а чем же они тогда там занимаются?
Ну вот вы, сейчас, когда читаете этот текст, разве вы не щелкнули по ссылке и не прокручиваете экран?
Если вы не верите мне, то поверьте следующим данным: интернет в первую очередь используется для электронной почты. Это доказано многочисленными исследованиями. Например, при опросе, проведенном The Pew Internet Project среди 111 миллионов американцев, имеющих доступ к Интернету, 95% опрошеных сообщили, что выходят в сеть только для отправки почты. Из них 54% делают это ежедневно. Интересно, если на компьютере так трудно читать, то почему абсолютное большинство пользователей занимается чтением и написанием писем?
Я знаю, что среднестатистический пользователь, как правило, выглядит довольно-таки туповатым. Все мы наслышаны о парне, который искал клавишу "any key" и том, другом, который сломал "подставку для кофе". Я работал в службе технической поддержки, обучая профессоров в художественном колледже пользоваться электронной почтой. Там были люди, которые создавали волшебные картины на холсте, но даже однокнопочная мышь приводила их в полное смятение.
Но когда мы уже, наконец, прекратим представлять людей, для которых мы делаем сайты, слабоумными детьми? Почему мы выдвигаем свои суждения, основываясь на наблюдениях, снятых с самых тупых экземпляров? Когда мы, наконец, поймем, что сетью пользуются миллионы разных людей, и попытка составить "обобщенное" представление о них составить выглядит крайне опрометчиво? Почему бы просто не говорить об аудитории каждого отдельно взятого сайта? И вообще, если мы начнем воспринимать наших читателей как взрослых людей, быть может, они в массе своей станут вести себя как взрослые?
Как видите, мои взгляды расходятся с мнением большинства специалистов по контенту. Для сайтов с механизмом обратной связи (как этот, например), я рекомендую клиентам рассматривать любой раздел сайта, как начало разговора с сообществом. Когда вы рассматриваете контент с этой точки зрения, вы сразу же повысите требования, предъявляемые к нему. Урок, который я выучил с годами, состоит в том, что тон, задаваемый автором контента, подхватывается читателями и усиливается с каждым комментарием. Начните разговор с хорошей, глубокой статьи, которая давала бы вашим читателям пищу для размышлений и обсуждений, заставляла бы задуматься - и в ответ вы получите не менее глубокие комментарии.
Но произнесите что-нибудь типа "Вот, смотрите, бежит песик. Давай, беги, беги, песик. У-тю-тю" и вы пожнете ровно то, что посеяли.
Если сетевые авторы и контент-менеджеры на мгновение прекратят кормить читателей манной кашей и постараются вместо этого взаимодействовать с ними, вовлечь и заинтересовать - быть может, они начнут щелкать, перематывать и, представьте себе, читать их контент.
В конце концов, если вы жалуетесь на то, что никто не читает ваши тексты, проблема может быть и не в ваших читателях и не в среде, которую они используют. Быть может, то, что вы пишете, просто никому не интересно.